Консультации в сфере миграционного законодательства

Каковы основания для отказа в выдаче (переоформлении) патента на осуществление трудовой деятельности иностранному гражданину, а также его аннулирования?

Такие основания предусмотрены статьями 13.3. и 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В выдаче (переоформлении) патента иностранному гражданину отказывается, а ранее выданный патент аннулируется в следующих случаях:

- осуществления трудовой деятельности с привлечением труда третьих лиц;

- поступления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент иностранному гражданину, заявления данного иностранного гражданина об аннулировании выданного ему патента;

- непредставления в течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, или иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг),

- отсутствия сведений о работодателе или заказчике работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

- принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина;

- представления работодателем или заказчиком работ (услуг) в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган поддельных или подложных документов либо сообщения работодателем или заказчиком работ (услуг) заведомо ложных сведений о себе или о данном иностранном гражданине.

Помимо этого, патент не выдается и не переоформляется, а ранее выданный патент аннулируется, если иностранный гражданин:

- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче патента, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

- осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления;

- имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

- неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

- выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

- находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

- является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. (Перечень таких заболеваний и порядокподтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

- не достиг возраста восемнадцати лет.

- передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

- не указал в миграционной карте работу как цель визита в Российскую Федерацию.

Патент иностранному гражданину не переоформляется также и в случае отсутствия в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции сведений об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности в период действия патента.

Если в отношении иностранного гражданина судом принято решение о назначении наказания в виде административного выдворения в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации, каковы последствия?

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания (ч. 6 ст. 32.10. КоАП РФ).

За уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 20.25 КоАП РФ. В качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации. При этом административное выдворение назначается уже в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В течение 5 лет со дня административного выдворения въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается (п. 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Законно ли поставить на миграционный учет иностранных граждан по тому адресу, где они не будут фактически пребывать?

Нет. Такая постановка на миграционный учет является фиктивной.  Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Такие незаконные действия являются уголовно наказуемыми. Ответственность предусмотрена статьей 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказание назначается в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового).

Какие основания для отказа в приеме к рассмотрению заявления о выдаче паспорта?

В соответствии с пунктом 47 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16.11.2017 № 864 (далее – Административный регламент), основаниями для отказа в приеме к рассмотрению заявления о выдаче паспорта и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

- нарушение требований к форме и содержанию заявления о выдаче паспорта либо невозможность прочтения текста заявления о выдаче паспорта;

- отсутствие одного или нескольких предусмотренных подпунктами 37.1.2 - 37.1.9, 37.2.2 - 37.2.9, 37.3.2 - 37.3.9 пункта 37 Административного регламента документов либо несоответствие представленных документов предъявляемым к ним требованиям;

- несоблюдение требований пункта 93 Административного регламента о личном обращении заявителя при подаче заявления о выдаче паспорта (за исключением случаев подачи такого заявления с использованием Единого портала);

- истечение срока действия основного документа, удостоверяющего личность заявителя либо документа, удостоверяющего личность законного представителя.

Согласно пункту 48 данного Административного регламента заявление о выдаче паспорта, поданное в форме электронного документа с использованием Единого портала, к рассмотрению не принимается, если:

- не заполнены все пункты заявления о выдаче паспорта, подлежащие заполнению;

- истек срок действия основного документа, удостоверяющего личность заявителя либо документа, удостоверяющего личность законного представителя;

- не соблюдены требования к фотографии гражданина, которому оформляется паспорт;

- не представлена фотография гражданина, которому оформляется паспорт, в электронной форме;

- не соответствуют данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным заявителя, указанным в заявлении о выдаче паспорта, поданным в электронной форме с использованием Единого портала.

Кроме того, согласно пункта 49 Административного регламента в случае подачи заявления о выдаче паспорта несовершеннолетнему гражданину через многофункциональный центр, заявление о выдаче паспорта несовершеннолетнему гражданину работниками многофункционального центра к рассмотрению не принимаются при отсутствии у гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, одного из документов, подтверждающих наличие у него гражданства Российской Федерации, определенных подпунктами «а», «б» или «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации № 444.

Предусмотрена ли законодательная возможность получения паспорта гражданина Российской Федерации иным лицом за исключением заявителя?

В соответствии с пунктом 163 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16.11.2017 № 864 (далее – Административный регламент), паспорт выдается (вручается) лично заявителю. До вручения паспорта сотрудник, уполномоченный на выдачу паспорта, либо работник многофункционального центра осуществляют следующие административные действия:

- предлагает представить основные документы, удостоверяющие личность заявителя, документ, подтверждающий полномочия гражданина как законного представителя несовершеннолетнего гражданина или гражданина, признанного судом недееспособным (ограниченно дееспособным), и гражданина, которому оформляется паспорт (для граждан в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении), для установления их личности;

- проверяет внешнее сходство гражданина, которому оформляется паспорт, с фотографиями в заявлении о выдаче паспорта, в выдаваемом паспорте, а также в основном документе, удостоверяющем его личность;

- проверяет полноту и соответствие данных, указанных в выдаваемом паспорте, сведениям, указанным в заявлении о выдаче паспорта;

- если все данные в паспорте соответствуют данным, указанным в заявлении о выдаче паспорта, и паспорт не имеет технического брака, принимает решение о выдаче паспорта.

Какие документы необходимы для получения миграционного патента?

Согласно приказу МВД России от 20.10.2017 №800 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации» для получения патента необходимо:

- заявление о выдаче патента;

- документ, удостоверяющий личность;

- полис добровольного медицинского страхования либо договор о предоставлении платных медицинских услуг;

- документы, подтверждающие отсутствие опасных заболеваний;

- документ, подтверждающий владение русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации;

- документ о постановке иностранного гражданина на миграционный учет;

- миграционную карту с указанием работы, как цели визита в Российскую Федерацию;

- в случае нарушения срока подачи документов для оформления патента предоставляется квитанция об оплате штрафа.

Для получения (переоформления) патента на территории Тамбовской области следует обращаться в УВМ УМВД России по Тамбовской области по адресу: г. Тамбов, ул. Киквидзе, д. 75.

Какие документы необходимы для постановки на миграционный учет?

В соответствии с приказом МВД России от 23.11.2017 №881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания» (пункты 25, 26, 29, 29.1, 30) для постановки на учет потребуется подготовить следующие документы:

1) письменное согласие принимающей стороны, которое выражается подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии;

2) оригинал и копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

3) копию миграционной карты;

4) копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего принимающей стороной, при личном обращении иностранного гражданина в уполномоченный орган;

5) копии документов, подтверждающих уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии. Это нужно при личном обращении в уполномоченный орган временно проживающего либо временно пребывающего в РФ иностранного гражданина;

6) отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ, если прибыли в новое место пребывания;

7) оригинал и копию документа, подтверждающего родство. Это необходимо для высококвалифицированных специалистов, выступающих принимающей стороной для членов своей семьи;

8) правоустанавливающие документы на жилое помещение - при наличии такового.

Вместе с тем, согласно пункту 47 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 23.11.2017 №881, непредставление заявителем миграционной карты и правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которое зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, не является основанием для отказа в постановке на учет по месту пребывания.

Какой размер государственной пошлины необходимо оплатить для постановки на учет по месту пребывания?

В соответствии с пунктом 54 приказа МВД России от 23.11.2017 №881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания» за постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается.

Подлежит ли административной ответственности лицо, привлекшее иностранного гражданина, не имеющего разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности, к трудовой деятельности, но не заключившее с таким иностранным гражданином трудового (гражданско-правового) договора?

Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Поэтому противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без разрешения на работу, патента, разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, если в соответствии с российским законодательством такое разрешение необходимо, вне зависимости от того, оформлен трудовой либо гражданско-правовой договор между сторонами. Ответственность за административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Привлекается ли к административной ответственности работодатель за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, в установленном порядке сдавшего документы на патента (разрешения на работу), но еще не получившего патента (разрешения на работу)?

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Если к трудовой деятельности привлечены иностранные граждане, сдавшие заявление для получении патента (разрешения на работу), но не получившие его, работодатель привлекается к административной ответственности на общих основаниях.

Ответственность за административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Каков срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы?

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Исключение составляют случаи, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: выдача (продление срока действия) патента, разрешения на работу, принятие миграционным органом заявления и иных документов, необходимые для получения разрешения на временное проживание получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и другие обстоятельства, установленные пунктами 2, 5-7 статьи 5 названного Федерального закона.

Нужно ли сообщать в миграционный орган о заключении трудового договора с гражданином республики Беларусь?

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять миграционный орган в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Исключения для какой-либо категории иностранных граждан не предусмотрены. В связи с этим, данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.

Если иностранный гражданин привлечен к трудовой деятельности, но трудовой договор с ним не заключен, возникает ли обязанность по уведомлению миграционного органа об этом?

В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Таким образом, работодатели обязаны уведомлять миграционный орган в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность и в случае фактического привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина без заключения с ним трудового договора.

Взимается ли государственная пошлина в связи с приобретением Российского гражданства?

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

Пунктом 25 части 1 статьи 333.28 НК РФ установлено, что за совершение действий, связанных с приемом в гражданство Российской Федерации, восстановлением в гражданстве Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, за определение наличия гражданства Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в сумме 3 500 рублей.

Предусмотрено ли в Российской Федерации двойное гражданство?

В соответствии с частью 1 статья 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Необходимо отметить, что в силу ст. 19.8.3 КоАП РФ нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Может ли гражданин работать в полиции при наличии гражданства иностранного государства?

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае приобретения или наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства.

Какие условия упрощенного порядка приема в гражданство РФ детей?

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимается ребенок при наличии следующих условий:

1) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

2) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

3) ребенок, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, - по заявлению опекуна или попечителя;

4) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок.

В какие сроки и как проживающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин должен уведомить миграционный орган о подтверждении своего проживания?

Иностранный гражданин, временно проживающий на территории Российской Федерации обязан ежегодно уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание  в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание. Такое уведомление подается лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Уведомление подается им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

К уведомлению прилагаются копии справки о доходах или копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание либо вида на жительство. Уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов.

В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации (форма 2-НДФЛ), то он вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

В случае изменения иностранным гражданином места жительства в Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уведомление подается по новому месту жительства, а в случае отсутствия у него места жительства - по месту учета иностранного гражданина по месту пребывания.

Форма уведомления о подтверждении проживания установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 21 «Об утверждении правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания на территории Российской Федерации».

В уведомление должны быть указаны:

- имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии);

- место проживания данного иностранного гражданина;

- место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

- период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

- размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

При расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина учитываются следующие виды доходов (за исключением выплат единовременного характера), полученные в денежной и (или) натуральной форме:

- все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, осуществляемые работодателями;

- средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации;

- оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

- выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

- ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- доходы от использования имущества, принадлежащего на праве собственности иностранному гражданину и (или) члену семьи иностранного гражданина, к которым относятся:

- доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;

доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства;

- стипендии, выплачиваемые членам семьи иностранного гражданина, обучающимся по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных организациях и духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период из нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

- доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

- доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;

- алименты, получаемые членами семьи иностранного гражданина;

- проценты по банковским вкладам;

- ежемесячные выплаты работникам, направляемым в докторантуру.

В качестве доказательства в подтверждение наличия у иностранного гражданина законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, может быть представлена справка, с указанием номера счета, подтверждающая наличие достаточной суммы денежных средств, имеющихся на вкладе в кредитном учреждении.

Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено проживание.

К членам семьи иностранного гражданина относятся супруг (супруга), родители (усыновители) и дети (усыновленные) иностранного гражданина, совместно проживающие с ним на территории субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание.

Неисполнение обязанности о подтверждении своего проживания на территории Российской Федерации влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какие документы необходимо иметь иностранному гражданину, который находится в Российской Федерации?

На основании п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

При этом ст. 2 указанного Закона иностранным гражданином, законно находящимся на территории Российской Федерации, называет лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Таким образом, иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114 «О порядке выезда и въезда из Российской Федерации», иностранный гражданин, не имеющий указанных документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По каким причинам иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть закрыт въезд на территорию Российской Федерации?

Основания для принятия решений о неразрешении въезда в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства предусмотрены статьями 26, 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В соответствии со статьей 26 Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

 - в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения (п. 1);

- сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации (п. 2);

- неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности (п. 4);

- в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации (п. 8);

- участвует в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности (п. 9).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:

- это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (п.1);

- в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии (п. 2);

- в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение десяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии (п. 2.1.);

- в период предыдущего пребывания в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии в соответствии со статьей 32.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации (п. 2.2.);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (п. 3);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления (п. 4);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан (п. 5);

- при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 6);

- в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию (п. 7);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы (п. 9);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме (п. 10);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности ( п. 11);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации ( п. 12).

- иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше ста восьмидесяти суток, но не более двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня выезда из Российской Федерации ( п. 13);

- иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение десяти лет со дня выезда из Российской Федерации (п. 14).

Принятие в отношении иностранного гражданина решения о неразрешении въезда является основанием для отказа (аннулирования) разрешения на временное проживание и вида на жительство, патента и разрешения на работу.

В случае, если в отношении иностранного гражданина принято решение о неразрешении въезда, он обязан покинуть территорию Российской Федерации.

Имеет ли право иностранный гражданин или лицо без гражданства продлить срок действия разрешения на временное проживание, вида на жительство?

Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года и не может быть продлен (статья 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.(статья 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России