Консультации общеправового характера

Какая ответственность предусмотрена законодательством Российской Федерации за нанесение побоев?

За нанесение побоев предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Статья 6.1.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

Статьей 116.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Кроме того, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ст. 116, согласно которой уголовная ответственность наступает за побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК РФ (причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности), совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

На каком основании сотрудники Госавтоинспекции могут останавливать транспортные средства?

В соответствии с пунктом 84 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 №664, основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

- установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

- наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

- необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

- необходимость использования транспортного средства;

- необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;

- необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

- оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;

- необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

- проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;

- угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;

- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;

- проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В случае остановки транспортного средства сотрудник ГИБДД должен показать служебное удостоверение?

В соответствии с пунктом 45 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 №664, при обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения.

В случае обращения участника дорожного движения сотрудник обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

В каких случаях сотрудниками Госавтоинспекции не допускается останавливать транспортные средства?

В соответствии с пунктом 88 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 №664, не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Что является основанием направления на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения?

В соответствии с пунктом 227 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 №664, основанием для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения является:

1. Наличие у водителя транспортного средства одного или нескольких следующих признаков:

- запах алкоголя изо рта;

- неустойчивость позы;

- нарушение речи;

- резкое изменение окраски кожных покровов лица;

- поведение, не соответствующее обстановке.

2. Вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 КоАП РФ.

Что включает в себя индивидуальная профилактическая работа, проводимая участковыми уполномоченными полиции?

Согласно пункту 66 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166, индивидуальная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции включает:

- проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактическом учете;

- наблюдение за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, их образом жизни, кругом общения;

- опрос родственников лиц, состоящих на профилактическом учете, их соседей и других лиц;

- применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактических учетах и нарушающим законодательство Российской Федерации.

В отношении каких категорий лиц устанавливается профилактический учет? Какой срок нахождения на профилактическом учете?

Согласно пункту 67 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 (далее – Наставление), срок нахождения на профилактическом учете устанавливается в отношении лиц:

- освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены ограничения в соответствии с федеральным законом, - до истечения срока, установленного решением суда;

- больных алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в медицинской организации и представляющих опасность для окружающих, - до срока снятия их с учета в медицинской организации;

- допускающих правонарушения в сфере бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих, административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий, входящих в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, - один год с момента постановки на профилактический учет;

- осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно, - до истечения срока наказания, указанного в приговоре суда (снятия с учета в территориальном подразделении уголовно-исполнительной системы);

- несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, - до снятия с учета в ПДН.

В соответствии с пунктом 70 указанного Наставления срок нахождения на профилактическом учете может продлеваться при совершении лицами, состоящими на профилактическом учете, административных правонарушений (против порядка управления и (или) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность) и поступлении на них неоднократных (двух и более) жалоб в течение года решением начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо заместителя начальника - начальника полиции при делегировании ему в установленном порядке соответствующего полномочия начальником территориального органа МВД России на районном уровне по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП.

Какие основания для снятия лиц с профилактического учета?

Согласно пункту 68 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166, основаниями для снятия лиц с профилактического учета и прекращения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, являются:

- окончание (истечение) сроков нахождения на профилактическом учете;

- осуждение к лишению свободы и направление к месту отбывания наказания;

- прекращение противоправного поведения, когда поведение и образ жизни лица, состоящего на профилактическом учете, не нуждаются в дальнейшем наблюдении;

- прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, воинских формированиях и органах;

- признание гражданина безвестно отсутствующим (умершим) по решению суда;

- смерть гражданина;

- иные основания, установленные законодательством Российской Федерации.

Какие направления деятельности у участкового уполномоченного полиции?

Согласно пункту 4 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166, направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- производство по делам об административных правонарушениях.

Какие лица подлежат государственной защите? Применяются ли меры государственной защиты до возбуждения уголовного дела?

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

1) потерпевший;

2) свидетель;

3) частный обвинитель;

4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

6) гражданский истец, гражданский ответчик;

7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 20.08.2004  № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

В каких случаях сотрудник полиции имеет право применять физическую силу?

В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Согласно ч.1 ст. 20 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Федеральным законом «О полиции» разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сведения, полученные с использованием полиграфа, являются доказательствами по уголовному делу?

В соответствии с ч.1 ст.74 УПК Российской Федерации доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК Российской Федерации, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Согласно ч.2 ст.74 УПК Российской Федерации в качестве доказательств допускаются:

- показания подозреваемого, обвиняемого;

- показания потерпевшего, свидетеля;

- заключение и показания эксперта;

- заключение и показания специалиста;

- вещественные доказательства;

- протоколы следственных и судебных действий;

- иные документы.

Согласно ст. 85 УПК Российской Федерации доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК Российской Федерации.

Частью 1 статьи 88 УПК Российской Федерации установлено, что каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

В силу подпункта 19.1 пункта 19 Перечня родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 29.06.2005 № 511, экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел Российской Федерации проводят судебную экспертизу - психофизиологическое исследование в отношении лица с применением полиграфа.

Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что результаты психофизиологического исследования с применением полиграфа не являются доказательством, а применяется в целях выработки и проверки следственных версий (Апелляционные определения Верховного Суда РФ от 29.03.2017 № 59-АПУ17-3, от 10.01.2017 № 9-АПУ16-16, от 26.07.2016 № 73-АПУ16-10, от 16.11.2016 № 84-АПУ16-11).

Какой срок рассмотрения письменного обращения в органах внутренних дел?

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 91 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707 (далее – Инструкция), обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.

Согласно пункту 93 указанной Инструкции в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Вправе ли органы внутренних дел предоставлять данные об интересующем лице по запросу граждан?

Порядок обработки персональных данных регламентирован Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а предоставление персональных данных действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

В силу ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку запрашиваемая информация содержит персональные данные, в их предоставлении будет отказано.

Какие категории граждан имеют право получить бесплатную юридическую помощь?

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

- инвалиды I и II группы;

- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

- лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

- усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

- граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В каких случаях задержанные лица имеют право на телефонный разговор с родственниками?

В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

Вместе с тем, согласно Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденному приказом МВД России от 30.04.2012 №389, оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично, за исключением случаев, которые предусмотрены ч. 11 ст.14 Федерального закона «О полиции».

Реализация права на телефонный звонок может быть ограничена в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Так, право на телефонный разговор не предоставляется следующим лицам:

- совершившим побег из-под стражи, уклоняющимся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

- уклоняющимся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

- находящимся в розыске;

- уклоняющимся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

- уклоняющимся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

- совершившим побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающимся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

В какой срок следует оплатить штраф за административные правонарушения в области дорожного движения?

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.

В силу статьи 4.8 КоАП РФ течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных.

Следует отметить, что согласно части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления штраф может быть уплачен в размере половины суммы. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Согласно статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

За неуплату административного штрафа могут привлечь к административной ответственности?

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2. КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 32.2. КоАП РФ, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Какая ответственность предусмотрена за недостоверную информацию, предоставленную в правоохранительные органы по факту совершения преступления?

Статьей 306 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос.

В соответствии с частью 1 статьи 306 УК РФ заведомо ложный донос о совершении преступления наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно части 2 статьи 306 УК РФ то же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В силу части 3 статьи 306 УК РФ деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 306 УК РФ, соединенные с искусственным созданием доказательств обвинения, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет.

За совершение преступления, предусмотренного статьей 306 УК РФ, к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет.

Какие имеются основания для  вызова в полицию граждан?

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется правовызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

Вызов в полицию для дачи показаний по уголовному делу в качестве свидетеля будет являться уважительной причиной для отсутствия на работе? Какой документ в полиции предоставят для подтверждения отсутствия на работе?

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 56 УПК Российской Федерации свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд.

Согласно части 7 статьи 56 УПК Российской Федерации в случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.

Исходя из указанных норм, свидетель по уголовному делу вызывается в органы внутренних дел согласно требованию законодательства.

Кроме того, в Определении Верховного Суда РФ от 30 апреля 2010 года № 6-В10-1 отмечается, что отсутствие на работе в связи с нахождением в органах внутренних дел является уважительной причиной.

Для подтверждения отсутствия на работе в связи с нахождением в органах внутренних дел гражданин вправе получить у должностного лица повестку.

В каких случаях сотрудники полиции могут воспользоваться автомобилем граждан?

В соответствии с пунктом 37 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам.

К случаям, не терпящим отлагательств, а также к исключительным случаям относятся (пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»):

- пресечение преступлений;

- преследование лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;

- доставление в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

- отбуксировка с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств;

- проезд к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия.

В каких случаях необходимо произвести замену паспорта? Какая мера ответственности предусмотрена за пропуск срока замены паспорта?

В соответствии с пунктом 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (далее - Положение) документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней.

Исходя из положений п. 12 Положения основаниями для замены паспорта гражданина РФ являются:

- достижение гражданином 20-летнего или 45-летнего возраста;

- изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения;

- изменение пола;

- непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

- обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

- иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 6 Положения недействительным является паспорт гражданина РФ, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением. Вместе с тем содержание указанного пункта Положения не позволяет сделать вывод о том, что только предусмотренные в нем случаи являются основанием для признания паспорта гражданина РФ недействительным.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 25.02.2010 № 376-О-О указал, что ограничение срока действия паспорта гражданина РФ и предусмотренная обязанность по его замене направлены на создание условий для выполнения паспортом его основной функции - удостоверения личности гражданина РФ на территории РФ. Содержащаяся в паспорте информация должна быть определенной и актуальной, чтобы личность гражданина могла быть установлена.

Согласно ст. 19.15 КоАП РФ проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина РФ, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), влечет наложение административного штрафа. Размер штрафа зависит от региона проживания, по общему правилу он составляет 2000 - 3000 руб., а для жителей г.г. Москвы и Санкт-Петербурга - 3000 - 5000 руб.

В случае обжалования в судебном порядке постановления об административном правонарушении, вынесенного инспектором ГИБДД, имеется ли возможность рассчитывать на бесплатного защитника?

В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

КоАП РФ не предусматривает предоставление бесплатного защитника для оказания квалифицированной юридической помощи.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» регулирует  отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закрепляет перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи:

- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума;

- инвалиды I и II группы;

- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители;

- лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- усыновители;

- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи;

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители;

- граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Однако руководствуясь статьей 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» участие в судебных заседаниях при рассмотрении дел об административных правонарушениях не отнесено к случаям, при наступлении которых указанный перечень граждан могут получать бесплатную юридическую помощь.

Имеет ли право охранник в магазине проводить личный досмотр покупателей, если заключен договор с частной охранной организацией?

Согласно статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не содержит положений, устанавливающих право охранника проводить личный досмотр.

Часть 2 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, к которым не относятся сотрудники частных охранных организаций, а также охранники в магазинах.

Имеется ли необходимость получения нового водительского удостоверения после вступления в брак и смены фамилии?

Согласно подпункту «б» пункта 29 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 (далее – Правила), выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов в случае изменения содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца.

В соответствии с пунктом «б» пункта 35 Правил российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае изменения содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца.

Следовательно, если произошла смена фамилии, замена водительского удостоверения обязательна, так как при изменении персональных данных прежнее водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию.

Какая ответственность предусмотрена водителю, не имеющему при себе документов, предусмотренных ПДД ?

В соответствии с частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Кроме того, согласно части 1 статьи 27.12 КоАП РФ лицо, которое совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.3, подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Также предусмотрена административная ответственность и для собственника транспортного средства при передаче управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на управление им, в виде штрафа в размере 3 000 рублей (часть 3 статьи 12.3 КоАП РФ).

Таким образом, в данном случае предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей и отстранение от управления транспортным средством.

Какая ответственность предусмотрена водителю не имеющему права управления автомобилем ?

Согласно части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 рублей.

Кроме того, частью 3 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность и для собственника автомобиля при передаче управления автомобилем лицу, заведомо не имеющему права управления им, или лишенному такого права - штраф в размере 30 000 руб.

Какая ответственность предусмотрена за курение в общественном месте?

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон №15-ФЗ) одной из мер, осуществляемой в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака, является установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 15-ФЗ для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона № 15-ФЗ на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 руб., а нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 руб.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил установки государственных регистрационных знаков на транспортном средстве?

В соответствии с частью 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность  в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей наступает за управление транспортным средством:

- с нечитаемыми государственными регистрационными знаками;

- с нестандартными государственными регистрационными знаками;

- с государственными регистрационными знаками, установленными с нарушением требований государственного стандарта.

В силу части 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишения права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев наступает за управление транспортным средством:

- без государственных регистрационных знаков;

- без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков;

- с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть.

Согласно абзацу 5 пункта 42 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, если регистрационные знаки транспортного средства были утрачены, похищены или пришли в негодность, нет необходимости обращаться в подразделение Госавтоинспекции и изменять регистрационные данные. Изготовление дубликатов производится индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельство об утверждении изготовленного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем образца специальной продукции соответствующего типа, при условии предоставления собственником (владельцем) транспортного средства соответствующего регистрационного документа.

Какая ответственность предусмотрена за продажу алкоголя несовершеннолетним?

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее - Закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

На основании части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 151.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, продажа и неоднократная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции влекут административную и уголовную ответственность соответственно (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ; статья 151.1 УК РФ).

На каком основании сотрудник полиции может спросить у прохожего документ удостоверяющий личность?

Положениями пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Предусмотрена ли ответственность водителя за употребление алкоголя после полной остановки транспортного средства?

Согласно пункту 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водителю автомобиля запрещается употреблять алкогольные напитки после:

- дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

- остановки транспортного средства по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

В соответствии с частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение указанных требований ПДД предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 30 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Имеет ли право задержанный связаться с родственниками?

Частью 7 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными являются лица:

- совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

- уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

- находящиеся в розыске;

- уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

- уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

- совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающиеся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

В соответствии с пунктом 14 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30.04.2012 № 389 (далее - Наставление) оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанное уведомление лично, за исключением случаев, которые предусмотрены частью 11 статьи 14 Федерального закона «О полиции». О факте уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица оперативный дежурный обязан сделать отметку в протоколе о задержании.

Какие документы должен иметь при себе водитель транспортного средства?

Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид"; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Согласно пункту 89 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185, иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомототранспортных средствах, должны иметь при себе: документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - визу, миграционную карту; международное и (или) иностранное национальное водительское удостоверение, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита, либо национальное водительское удостоверение, выданное на территории Российской Федерации;

регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - документы, выданные таможенными органами Российской Федерации; документы, требующиеся для въезда на территории, организации и объекты, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимы специальные разрешения (в случае въезда на соответствующие территории, организации и объекты); разрешение и другие документы, которые в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок.

Какой срок содержания человека в полиции?

По общему правилу срок административного задержания составляет 3 часа, но в некоторых случаях лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (части 2, 3 статьи 27.5 КоАП РФ).

Согласно части 4 статьи 27.5 КоАП РФ срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

В силу части 1 статьи 27.3 КоАП РФ административное содержание под стражей может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения наказания.

Согласно части 1 статьи 91 УПК Российской Федерации орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с частью 2 статьи 94 УПК Российской Федерации по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части 7 статьи 108 УПК Российской Федерации.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России