Службе государственной защиты - 5 лет

Как известно, большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности и тщательно готовятся, а улики уничтожаются. Поэтому показания потерпевших и свидетелей крайне важны для установления истины. Однако зачастую очевидцы боятся давать показания, боясь угроз. Им требуется защита. И такая служба в системе МВД есть, сегодня ей исполнилось пять лет. В Тамбове до сих пор не забыто убийство в кафе «Рябина». Посадить на скамью подсудимых боевиков из влиятельной группировки, называемой в народе «кабановской», помогли сотрудники оперативно-разыскной части (ОРЧ) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите, профессионально обеспечившие безопасность главного свидетеля. В итоге тот дал в Тамбовском областном суде правдивые показания, не опасаясь за свою жизнь. Преступники приговорены к реальным срокам лишения свободы. Накануне пятилетнего юбилея подразделения начальник ОРЧ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, УМВД России по Тамбовской области полковник полиции Сергей ЗАЙЦЕВ рассказал газете «Закон и мы» о том, как оберегают свидетелей и потерпевших - участников уголовного судопроизводства.

 

СПРАВКА:

По данным ВНИИ МВД, из десяти миллионов свидетелей по уголовным делам около 2,5 миллионов меняли свои показания в ходе судебных заседаний. Они боялись мести. По мнению экспертов, в личной охране нуждаются около пяти тысяч очевидцев. Трети из них после суда необходимо менять не только место жительства, но и внешний вид. Указом президента РФ в сентябре 2008 года в структуре МВД было создано самостоятельное подразделение - управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Оно занимается охраной судей, прокуроров, сотрудников следственного комитета, работников различных контролирующих ведомств, большое внимание уделяется защите свидетелей и потерпевших, которым угрожает опасность.Аналогичные подразделения были созданы не только в Центральном аппарате, но и в региональных органах внутренних дел. В своей работе эта служба руководствуется федеральными законами «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Сергей Александрович, какие гарантии безопасности может дать государство в случае, если человек решится выступить свидетелем против преступников?

- Обеспечение безопасности очевидцев и потерпевших являются такой же важной задачей, как сбор улик и поимка преступников. Свидетелям и другим участникам уголовного производства предоставляются различные виды защиты, которые прописаны в законодательстве. Это охрана самого гражданина, его жилища и имущества; выдача ему специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; временное помещение его в безопасное зону; замена документов, изменение внешности с помощью пластической операции. А также - предоставление другого места работы либо учебы. В интересах безопасности человеку помогут даже переехать в иной населенный пункт. Самое простое, разумеется, - физическая защита жизни и имущества граждан. Не только свидетель, но и члены его семьи получают при необходимости личную круглосуточную охрану, где бы они не находились. Замечу, подзащитным может быть предоставлен бронежилет, средства самообороны, экстренная связь. Причем, с использованием новейших технических достижений. Все это в рамках действующего Федерального Закона от 20 августа 2004 года №119.

- А как с деньгами? Ведь без достаточного финансирования программы все усилия полицейских сведутся к нулю.

- С бюджетом все в порядке. Главная проблема, которая раньше тормозила процесс госзащиты, - недостаточность финансирования. На программу защиты потерпевших и свидетелей преступлений с 2006 по 2008 года правительство выделило 949 миллионов рублей. Нынче все кардинально поменялось. Сейчас выделяется достаточно средств.В 2009 году общий объем финансирования программы из федерального бюджета до 2013 года составил более 1,6 миллиарда рублей. На одного подзащитного в России тратилось примерно 100 тысяч рублей в месяц. Сюда входят расходы на переезд, съем квартиры, замену документов и «чистку» баз данных, поиск новой работы, питание, одежду, оказания медицинской помощи.

 - Любопытно, каким образом определяется способ госзащиты?

 - На выбор вида госзащиты влияет степени угрозы. Иными словами, в каждом конкретном случае применяется индивидуальный подход. К тому же имеет значение не только степень угрозы, но и личные качества охраняемого, его социальный и профессиональный статус, а также образ жизни.

- Неужели решена и жилищная проблема?

- Никаких проблем с жилплощадью для подзащитных у нас нет. Кроме того, наши подопечные обеспечиваются за счет федеральной программа защиты свидетелей.

- Каков уровень проживания и питания?

- Условия жизни вполне приемлемые, самое главное - мы гарантируем безопасность людей. Когда угроза минует, находящийся под государственной защитой человек возвращается домой. При необходимости применяется мера безопасности- переселение на другое место жительство.

- Сергей Александрович, а не узнают ли преступники через  некоторое время, кто дал против них показания, и не отомстят ли свидетелю?

 - Уверяю, что сохранить жизнь и здоровье свидетеля или потерпевшего, его близких, а также их имущество, - главная задача, которая стоит перед нашим подразделением. Весь процесс обеспечения госзащиты проходит в максимальном режиме секретности. Его настоящие имя и место жительство, другую информацию, с помощью которой можно найти нашего подзащитного, знают только несколько сотрудников, которые несут персональную ответственность за него. В особых случаях мы засекречиваем персональную информацию полностью. Если того требуют обстоятельства, то свидетель выступает в суде с использованием оборудования, исключающего его визуальную и голосовую идентификацию.

- Помнится, пару лет назад отмечался факт, что некоторые граждане незаконно добиваются в рамках госпрограммы защиты свидетелей выделения бронированного автомобиля и охранников. Хотя никакой угрозы конкретно для их жизни нет. Как обстоят дела на Тамбовщине?

 - У нас такого нет.  Вся деятельность подразделения строится в строгом соответствии с действующим законодательством. Государственная защита применяется там, где это вызвано объективной реальностью. Приведу пример. 3 февраля 2011 г в подразделение государственной защиты УМВД поступили постановления следователя о необходимости применении мер безопасности в отношении 22-летнего свидетеля по серьезному уголовному делу, возбужденному по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ. Меры защиты были нужны и его супруге. В их адрес поступали угрозы со стороны обвиняемого. Вечером тот вместе с женой приехал на своем автомобиле к дому свидетеля и стал угрожать ему и его родственникам физической расправой, требуя, чтобы очевидец изменил показания. Сотрудники подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, собрали доказательства, подтверждающие противоправные действия обвиняемого. 10 февраля в отношении него было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.309 УК РФ. На основании данных материалов Ленинский районный суд г. Тамбова избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу. Сотрудники подразделения государственной защиты провели комплекс мероприятий, собрали доказательства для привлечения обвиняемого к уголовной ответственности за противоправное оказание давления на свидетеля. Таким образом, меры безопасности в отношении семьи свидетеля применялись в полном объеме. Фактов оказания физического и психического воздействия на защищаемых лиц не было допущено. Другими словами, в рамках действующего законодательства сотрудниками подразделения госзащиты был проведен комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявления и устранение источников угроз. В судебном заседании преступник полностью признал свою вину.

 - А потерпевших вы защищали? 

 - Разумеется. Вот пример.19 июня 2010 года около девяти часов вечера в селе Сухотинка Знаменского района на гражданина Узбекистана напал местный житель. Он из хулиганских побуждений, грубо нарушая общественный порядок, выстрелил из бесствольного огнестрельного травматического пистолета в голову потерпевшего. Но тот успел прикрыть лицо руками. Резиновая пуля, попавшая в его руку, причинила травму в виде перелома пальца левой руки. По данному факту отделением дознания ОВД по Знаменскому району было возбуждено уголовное дело по п. «а», ч. 1, ст. 213 УК РФ. По нему проводилось предварительное расследование. Подозреваемый, пытаясь уклониться от уголовной ответственности, решил воздействовать на потерпевшего. Для этого подключал третьих лиц, и те угрожали мужчине. Это затрудняло расследование и создавало реальную угрозу жизни и здоровью потерпевшего. В подразделение госзащиты поступило постановление о применении мер безопасности в отношении потерпевшего, и того временно поместили в безопасное место, то есть спрятали от обвиняемого и его дружков. Оперативное сопровождение по уголовному делу осуществляли сотрудники госзащиты. По инициативе нашего подразделения в ЭКЦ УВД провели в кротчайшие сроки баллистические экспертизы изъятого оружия. В суде потерпевший подтвердил прежние показания, данные им в ходе предварительного расследования, а обвиняемый признал свою вину и полностью возместил причиненный им материальный ущерб.

Вот еще один свежий пример. В Бондарском районе трое мужчин изнасиловали молодую женщину, мать двоих детей, которая гостила у родственника. Чтобы потерпевшая поменяла показания, тетя одного из них (ранее судимого) – предпринимательница явилась к жертве с предложением вознаграждения в 50 тысяч рублей. Потерпевшая испугалась, ее взяли под защиту.

Направлено в суд уголовное дело в отношении тамбовчанина, изувечившего чужие автомобили. Чтобы избежать ответственности, он с помощью приятеля нашел в Моршанском районе себе подставу. Мужчину, злоупотребляющего спиртным, заставили взять преступления на себя. Его привезли в Тамбов, одели-обули в приличную одежду и отправили к следователю. Все время его держали на даче. Мы взяли мужчину под защит и спрятали от настоящего злоумышленника. Пришлось тому после очной ставки сознаваться в содеянном. Большинству пострадавшим он уже возместил ущерб. За дачу ложных показаний его приятель тоже ответит перед судом.

- Сергей Александрович, куда надо обращаться нуждающимся в госзащите?

-. Обычно решение о защите свидетеля принимает следователь, в чьем производстве находится уголовное дело, или судья, ведущий судебное разбирательство. Постановление о необходимости применения мер безопасности направляется в ОРЧ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. На проверку сведений о реальности угроз, поступающих в адрес свидетеля или потерпевшего, законодательство отводит три дня. Также можно обратиться за помощью напрямую в полицию по месту жительства или непосредственно в ОРЧ по госзащите. При наличии достаточных оснований гражданин немедленно будет взят под защиту. В таком случае мы передаем эту информацию следователю, ведущему уголовное дело, который опять-таки выносит соответствующее постановление. Далее - разрабатывается индивидуальная программа защиты. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Приведу пример, как своевременное применение мер безопасности способствует вынесению объективного и справедливого приговора. 30 марта 2009 года в ОРЧ по госзащите поступило из Уваровского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Тамбовской области постановление о применении мер безопасности в отношении 22-летней Наталии П. из Липецка. Девушка являлась потерпевшей по уголовному делу, возбужденному несколькими днями раньше по п. «з», ч. 2, ст. 127.1 УК РФ; п.п. «а, в», ч. 2, ст.126 УК РФ. В ходе расследования установлено, что 22 марта того же года трое жителей Тамбовской области (из Мичуринска, Тамбова и д. Красненькая) с помощью своей знакомой из Липецка ввели в заблуждение потерпевшую и под надуманным предлогом вывезли в наш областной центр. Там девушку продали за десять тысяч рублей, тем самым совершив в отношении нее незаконную и сопряженную с угрозой применения насилия сделку купли-продажи. Цель была циничной – эксплуатировать липчанку, заставив ее заниматься проституцией. Пятерым подозреваемым во время следствия была избрана мера пресечения содержание под стражей.

Потерпевшая дала показания, изобличающие фигурантов уголовного дела. Но у них были связи в криминальной среде, они проинформировали своих дружков о месте жительства девушки. Имелись достаточные основания полагать, что ее жизни и здоровью угрожает опасность. В соответствии с п.1, 8 ч.1 ст.6 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» применялись меры безопасности «Личная охрана» и «Временное помещение в безопасное место. Наше подразделение также оказывало помощь следствию при проведении следственных действий - опознания подозреваемых и очные ставки. После чего потерпевшая заявила, что больше не нуждается в помощи. На основании ее заявления меры безопасности были отменены, и она вернулась в Липецк. Однако подозреваемые стали угрожать ей по телефону и предлагать денежное вознаграждение за отказ от своих показаний. В результате чего пришлось снова брать девушку под госзащиту до окончания судебного разбирательства.

18 августа 2010 года Тамбовский районный суд вынес обвинительный приговор. Четверо подельников получили десять, девять, восемь лет и четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Сутенер приговорен к лишению свободы сроком на два года условно.

- Были сложности в работе с подзащитными?

- К сожалению, иногда защищаемые лица не правильно оценивают реальность угрозы их жизни и здоровью. Они начинают нарушать принятые ими обязательства и рекомендации полицейских, необходимые для качественного обеспечения их безопасности.

- Сергей Александрович, произошли изменения за пять лет существования службы по госзащите?

- Могу твердо сказать, что сам факт предоставления госзащиты отбивает у преступников желание покушаться на жизнь и здоровье свидетелей. Программа защиты свидетелей дает хороший профилактический эффект. Сотрудники ОРЧ со своими задачами справляются, проявляя при этом профессионализм и разумную инициативу. А количество лиц, нуждающихся в государственной защите, увеличивается.

- Попадают ли под программу госзащиты непосредственно полицейские, ведь их служба сопряжена с риском для жизни?

- Личной безопасностью сотрудников полиции при исполнении ими служебных обязанностей занимается служба собственной безопасности МВД России. Кстати, именно сегодня, 12 сентября мы отмечаем пятилетие создания подразделений госзащиты в системе МВД РФ. Хотелось бы поздравить сотрудников подразделений госзащиты с профессиональным праздником и пожелать им профессионального роста, крепкого здоровья, счастья и дальнейших успехов в работе на благо нашей Родины.

- Спасибо за интервью. Сергей Александрович, коллектив газеты «Закон и мы» поздравляет Вас и Ваших коллег с пятилетним юбилеем и желает дальнейших профессиональных успехов, спокойных буден и радостных праздников, а главное – крепкого домашнего тыла и достойного вознаграждения со стороны государства за ваш нелегкий, опасный труд. 

Беседовала Нелли ГАЛКИНА.