Об организации противодействия коррупции в органах внутренних дел

Повышение имиджа, в первую очередь доверия населения к органам внутренних дел, известность отдельных руководителей, и умение общаться с населением, находить ответы на поступающие вопросы и проблемы, свидетельствует о высоком профессионализме сотрудника и руководителя.  Зачастую информированность о деятельности ОВД достигается и количеством и качеством публикаций в СМИ. Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека. В Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» указывается, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и их должностных лиц.

Необходимость в полной мере использовать возможности СМИ в профилактике  преступлений и правонарушений, попробовать мобилизовать потенциал гражданского общества на формирование системы государственных приоритетов с подчинением ведомственных, корпоративных, национальных и иных интересов целям и задачам борьбы с преступностью очевидна. В этой связи в целях реализации задач, стоящих перед органами внутренних дел, кажется необходимым принятие ряда превентивных мер по укреплению антикоррупционного поведения в целом у населения, в частности у сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих предоставление государственных услуг и функций.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, направлена на противодействие коррупции: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции; по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Коррупционно опасным поведением сотрудника считается такое его действие или бездействие, которое в ситуации конфликта интересов создает предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим своё служебное положение. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений в противодействии коррупции определена профилактическая составляющая.

Значимым шагом  в противодействии коррупции в органах внутренних дел стало внесение с 01.01.2015 года изменений в Федеральный закон № 342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел…», а именно – введение статьи 50.1. «Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции» и статьи 51.1. «Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения», а также статьи 82.1. «Увольнение в связи с утратой доверия».

Немаловажным в этой связи является регулирование деятельности посредством положений Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Телефон доверия УМВД России по Тамбовской области 8 (4752) 79-09-54

Необходимость формирования у населения и сотрудников органов внутренних дел и навыков антикоррупционного поведения предусматривает осознанное возложение моральных обязательств, ограничений и запретов.

72% личного состава подразделений по вопросам миграции непосредственно оказывают государственные услуги населению. Специфика работы при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций в сфере миграции имеет зачастую негативную окраску (уговоры, провоцирование, давление, угрозы), оказывающие влияние на эмоциональный фон сотрудников, приводящий к низкой результативности в деятельности, состоянию неудовлетворенности, тревожности и раздражительности. Конечно не только личностные факторы сотрудников способствуют умелому выбору стиля поведения при возникновении подобных ситуаций. Прежде всего нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

По имеющейся статистике МВД России по итогам 2017 года наибольшее количество сотрудников, получивших взятки, проходят службу в подразделениях по вопросам миграции, по обеспечению безопасности дорожного движения, экономической безопасности и противодействия коррупции.

image001.png

Статистика неумолимо свидетельствует о прогрессивности роста уголовно-наказуемых деяний, в том числе доли преступлений, имеющих коррупционную направленность, в их числе за получение или дачу взятки. Уголовному преследованию подвергаются и «взяткодатели» и «получатели».                    

Получение взятки. Данное преступление влечет ответственность по нормам в силу ч. 1 ст. 290 УК РФ получение взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции.

Дача взятки. Данное преступление влечет ответственность по нормам ст. 291 УК РФ. Состав преступления по ст. 291 УК РФ. Объект: установленный порядок функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, законодательных, исполнительных, административных или судебных органов иностранного государства, публичных международных организаций, авторитет государственной власти; объективная сторона: может быть выражена следующими деяниями:

- дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие);

Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося передать предмет взятки, содеянное им квалифицируется как покушение на дачу взятки.

Примечание к ст. 291 УК РФ содержит условия для освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Из приговора Чеховского городского суда (Московская область) от 17.04.2017 по делу N 1-108/17[1].

Саидов Х.Б. дал взятку должностному лицу лично при следующих обстоятельствах. 17.02.2017 примерно в 12 часов старший участковый уполномоченный полиции ОМВД России по Чеховскому району Московской области Богатко П.С., являясь должностным лицом органов внутренних дел, постоянно осуществляющим функции представителя власти, осуществляя проверку законности деятельности иностранных граждан на территории птицефабрики, принадлежащей АО <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, установил, что трудовую деятельность по данному адресу осуществляют граждане Республики <данные изъяты> Ф.И.О.16 и Ф.И.О.17 и доставил их в дежурную часть ОМВД России по Чеховскому району Московской области по адресу: Московская область, город Чехов, ул. Новосельская, 8.

Саидов Х.Б., получив от Ф.И.О.18 информацию о задержании и желая помочь Ф.И.О.19 и Ф.И.О.20 избежать дальнейшей проверки, решил дать взятку должностному лицу органов внутренних дел. 17.02.2017 примерно в 17 часов Саидов Х.Б. в служебном кабинете N 107 ОМВД России по Чеховскому району Московской области по адресу: Московская область, город Чехов, ул. Новосельская, 8, реализуя свой преступный умысел, осознавая общественную опасность своих действий, понимая, что Ф.И.О.21 является должностным лицом и в его полномочия входит проведение проверочных мероприятий, желая прекращения дальнейшей проверки в отношении Ф.И.О.22 и Ф.И.О.23, действуя умышленно, передал лично Ф.И.О.24 взятку в виде денег в размере 12000 рублей за прекращение дальнейших проверочных мероприятий в отношении его знакомых Ф.И.О.25 и Ф.И.О.26. Таким образом, Саидов Х.Б. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 291 УК РФ.

Суд признал Саидова Х.Б. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291 УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 36 000 рублей.

Из приговора Лениногорского городского суда (Республика Татарстан) от 25.04.2017 по делу N 1-63/2017[2].

Кабиров С.Н. совершил дачу взятки должностному лицу лично за совершение заведомо незаконных действий. Преступление им совершено при следующих обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ около 09 часов 30 минут Кабиров С.Н., находясь в кабинете N отдела МВД России по <адрес>, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, <адрес> действуя умышленно, реализуя свой преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу - начальнику ОГИБДД отдела МВД России по <адрес> капитану полиции Ф.И.О.1 за совершение последним заведомо незаконных действий за уничтожение протоколов о совершенном Кабировым С.Н. ДД.ММ.ГГГГ административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, передал Ф.И.О.1 в качестве взятки денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей. Действия Кабирова С.Н. следует квалифицировать по ч. 3 ст. 291 УК РФ как дачу взятки должностному лицу лично за совершение заведомо незаконных действий.

Суд признал Кабирова С.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 291 УК РФ и назначил наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года со штрафом в размере трехкратной суммы взятки, то есть 90 000 (девяносто тысяч) рублей. На основании ст. 73 УК РФ назначенное Кабирову С.Н. основное наказание в виде лишения свободы суд постановил считать условным с испытательным сроком 2 (два) года.

image003.jpgПрежде чем получить или предложить ВЗЯТКУ,

остановись и подумай!

 

Организационно-методическое отделение Управления по вопросам миграции УМВД



[1] URL: https://rospravosudie.com/court-chexovskij-gorodskoj-sud-moskovskaya-oblast-s/act-555492731/.

[2] URL: https://rospravosudie.com/court-leninogorskij-gorodskoj-sud-respublika-tatarstan-s/act-556061099/.

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России